English
Главная О художнике Галерея События фото Контакты

Индия в сердце. Лица и символы
  Живопись

Авторская выставка – это всегда событие. Это плод внутренней жизни целого периода, отражение какого-то нового осмысления реальности, иные чем прежде выразительные решения, иные темы.

Хотя, если говорить о творчестве Екатерины Абрамовой, очевидно, что обе новые серии, представленные ею сегодня, истоком своим уходят в очень давние духовные искания художника. Екатерина и прежде прибегала в своих полотнах к архетипическим образам, к символизму. Ныне её вдохновение питает символика православной иконописи – такова её серия «Абстракции». Уже сами названия работ вводят зрителя в совершенно определённый поток: «Власть», «Замысел», «Благодать», «Помощь», «Свершение». Что ценно – прибегая к символике, кою испокон века используют христианские иконописцы, Абрамова выходит за границы одной конкретной религии – хотя и одной из тех, которые сейчас называют мировыми.

Разумеется, читать символы всегда непросто. И всё же, попытаемся. Как, к примеру, выразить земным языком такую Ипостась Всевышнего, как Власть, Воление, первый и главный импульс, который побуждает всё к Бытию? Мы видим некоторую совокупность геометрических фигур. Центральная точка, к которой сходятся все линии – Исток. Свет, льющийся из белого квадрата; мгла – на периферии. Сочетание круга, сферы, треугольника (Троицы), квадрата (Небесной Троицы, отображённой в материальном), восьмиугольной звезды (символа Сына Божия, Боддхисаттвы) – понятны и русскому, и индусу, и египтянину… Я не случайно называю эти три народа: ведь каждый бережно несёт через века сакральное знание, общий и взаимно перекликающийся, взаимно дополняющийся символизм.

Итак, Воление прозвучало. И мы прикасаемся к Замыслу. Линии на полотне приобретают плавный изгиб, поскольку речь идёт о первом творческом акте, первом проявлении Любви. Отсюда в четырёх углах картины угадываемые лики с нимбами – обозначение Четырёх Духов у Престола Всевышнего, отсюда же и Монада (меньший круг), исходящая из Источника (круг больший). И снова тема четырёхугольника (отображённая Триада), и снова Дух, но уже нисходящий в Материю. Граница меж ними намечена условным поясом индигового цвета, такого же, как и центральный вертикальный овал – символически обозначенное Мировое Яйцо… Но удивительнее всего, что если смотреть на холст несколько расфокусированным взглядом – из всех этих цветов, фигур и линий начинает проступать некий Лик…

Позволю себе ограничиться лишь двумя примерами возможного прочтения каждого из полотен этой серии. Поскольку совершенно очевидно, что в сознании разных людей они вызовут совершенно разные ассоциации. Но вот за то, что – непременно вызовут, можно ручаться! А лично для меня притягательность цикла ещё и в том, что он двуедин. Автор ухитрилась не только решить задачу труднейшую, почти нерешаемую – намекнуть на те концепты, которые мы, пока пребываем в человеческой оболочке, можем лишь сознавать (иногда), но постичь – не можем. Вторая-то половина поставленной задачи – если хотите, показать путь Монады через Материю. Причём, я подозреваю, что – любой Монады… В Библии помянут один разговор Иисуса со своими учениками. Когда они приступили к Нему с вопросами о том, Кто Он – Учитель задал вопрос: «А вы как думаете?» - и они отвечали ему разное. Один сказал: «Я думаю, что Ты – Сын Божий». И Иисус улыбнулся печально: «Все мы Сыны Божии; только вы об этом не знаете…» Может быть, приходит время узнать эту истину многим? Поэтому полотно и называется не «Успение», а – «Свершение», потому на холсте под названием «Помощь» можно различить, что Сын окружён целым сонмом разных существ – человеков живущих; тех, кого в Индии называют Риши, а на Руси – святыми и праведниками; небесных сущностей (в верхнем ряду полотна, в классической традиции иконописи); и даже неких существ, присутствующих внизу, рядом с символом креста, доски которого скрещены в форме русской буквы «Х» (Христос?).

Давно это было…

Эта работа ближе всего ко второму циклу, который называется «Мотивы икон» - но видим мы портреты живых и конкретных людей, реальную современную индийскую семью! И это вновь подтверждает догадку, что Абрамова стремится показать жизнь духовной неуничтожимой сущности через образы постижимой повседневной человеческой реальности. Уместны ли цитаты из Книги Книг, начертанные на этих картинах? Несомненно! (Кстати, этот приём напоминает нам об изобразительной традиции ещё одной мировой религии – ислама! Когда геометрические, орнаментальные изображения, к примеру, на стенах мечети или дворца перемежались высказываниями из Корана.)

Благовещение. Женщина средних лет сидит у стола, покрытого белой скатертью, на котором стоит чаша. Трапеза ей уже приготовлена. Поскольку вполне явственно читается живот и поза сидящей. Поскольку к чаше простирает руки крылатый посланник. То, что его фигура на полотне невелика – говорит, что будущее ещё только обозначено, это пока ещё лишь благая весть… Всё дышит простотой, приятием судьбы, покоем.

Матери. В дверном проёме пятеро молодых женщин. Мягкие улыбки, одежда – простые платья и сари, приятные лица. Ничего, казалось бы, особенного. Вот только необычайно сияние глаз, вот только – как будто на плечо одной из них вот-вот присядет Ангел…

Светоч. Идущая куда-то очень смуглая женщина постарше в белом сари. И только свет, только цвета воздуха и земли, только улыбка и как будто разговор с Кем-то, сопровождающим Её…

Благословение. Та же женщина осеняет краем своей одежды немолодую сидящую женщину. Пальцы руки сидящей сложены в какую-то мудру… Какую? Пожалуй, стоит приглядеться. Большим пальцем другой руки к её колену прижат квадратик бумаги. Почему нет? весть была – какая разница, посредством чего она получена? Пусть будет письмом. И, конечно, здесь очень важны цвета: белый, терракота, кофейный, алый, аквамарин…

Воскресение. Да просто живой и яркий, реальный праздник. Видно даже, как блестят полированные плитки каменного пола, портретна каждая человеческая фигура, всё – реально. И самая живая, самая реальная фигура – чуть склонивший голову мужчина в белом, в глубине полотна, Тот, к которому стремятся все, кто сейчас пришёл на праздник. Всё просто, логично, завершённо. Как проста и логична парящая над Ним фигура с диском солнечного цвета в руках. И даже пальмы склоняют свои вершины, чтоб быть ближе к средоточию композиции…

Главное ощущение, рождающееся от созерцания полотен выставки – тихая и сильная радость. Как будто вокруг разлито некое обетование. И пусть оно насытит сердца всех почитателей таланта Кати Абрамовой, русского художника, в чьём сердце живут Бог, Россия, Индия. Намастэ!


Маргарита Крылова, литератор, Россия.


1Благодать 110х90 холст акри ...

1Благодать 110х90 холст акрил 2011



Дата: 10.03.2012 01:00 (Прочтено: 2208)
Copyright © Живопись Екатерины Абрамовой   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью
width=1
Самая читаемая в этой теме статья
Новые картины


Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



НАЧАЛО  О ХУДОЖНИКЕ  ГАЛЕРЕЯ  НАГРАДЫ  СОБЫТИЯ  АЛЬБОМ  ГОСТЕВАЯ  УСЛУГИ 

новости искусства в Москве на информационном портале ПОЛИИНФОРМ